Освещение памятников, скульптур и прочих арт-объектов
Грамотное освещение памятников и других культурно-исторических конструкций является весьма сложной задачей. В процессе её решения важно не просто подобрать надёжные светильники, способные служить под открытым небом. Освещение должно максимально точно передавать замысел скульптора, не искажая естественное восприятие зрителя. Свет подбирается так, чтобы не было бликов, лишних теней, нечётких, теряющихся в ночной темноте контуров. При работе необходимо учитывать особенности локации, окружающую обстановку, тип, даже материал памятника. Важную роль играют размеры объекта, так как правильный свет может подчеркнуть или усилить величественность, грандиозные масштабы проекта.
Классические приёмы освещения
Когда задача состоит в том, чтобы осветить стандартную скульптуру малых или средних размеров, специалисты используют классические приёмы:
Равномерный заливающий свет. Одна из основных сложностей, которая связана с человеческим восприятием, это проблема нижней подсветки. Дело в том, что простейшая подсветка объекта искусства снизу-вверх делает его неестественным, даже пугающим. Этот метод актуален для форм в готическом и подобных стилях. Но в классике требуется имитация равномерного солнечного света. Чтобы реализовать это - используется один или несколько удалённых источников света, установленных на мачтах, опорах или соседних зданиях.
Равнонаправленные световые лучи. Задуманная красота, объёмность памятников во многом проявляется благодаря теням, которые создаются рельефом поверхности. Без теней все выглядит "плоским", двумерным, нарисованным. Чтобы задать объём, используется приём равнонаправленных световых лучей. Падая с нужной стороны, они создают тени в нужных местах, делая скульптуру трёхмерной.
Если есть необходимость, то эти два классических метода комбинируются. Равномерный заливающий свет используется для фоновой подсветки, выделения контуров, других особенностей. Равнонаправленные световые лучи создаются более мощными светильниками, "перебивающими" фоновую подсветку, полноценно выполняя свою роль.
Классификация декоративной подсветки
Разнообразие декоративной подсветки в сочетании с возможностями современной светотехники позволяет максимально акцентировать внимание зрителей на формах арт-объектов, передать рельефность, трёхмерность, подчеркнуть контуры, добиться естественности восприятия. При оформлении освещения специалисты оперируют видами светильников, типами ламп, а также местами расположения источников света.
Для полноценного освещения чаще всего используются следующие методы:
- Акцентная. Применяется для освещения памятников известных людей или памятных монументов, установленных в зелёных парковых зонах. Используются маломощные светодиодные лампы и светильники прожекторного типа, концентрирующие лучи света сравнительно узким, выразительным пучком. Прожекторы стремятся расположить так, чтобы излучаемый ими свет акцентировал внимание зрителя на мелких, но важных для восприятия композиции деталях.
- Фоновая. Обычно применяется для общего освещения композиций, состоящих из нескольких скульптур, дополненных малыми архитектурными формами. Источники света располагаются таким образом, чтобы не терялся объём фигур, не искажались формы, точно различались контуры. Именно фоновая подсветка заставляет воспринимать монумент, как единое целое. Обычно используются светильники, дающие ровный, рассеянный свет. Лампы могут применяться галогенные или светодиодные соответствующей мощности.
- Контурная. Позволяет передать точные формы арт-объектов, изготовленных из металла, проволоки. Ее задача - общее восприятие фигур, заложенных в скульптуру мастером. Чтобы решить эту задачу, специалисты применяют современные светодиодные ленты или неоновые трубки, которые повсеместно использовались для оформления рекламных вывесок, надписей.
- Заливающая. Подходит для памятников, отличающихся большими размерами, монументальностью. Задача светотехников заключается в том, чтобы равномерно подсветить скульптуру или композицию полностью. При этом, должна сохраниться естественность, что достигается за счёт правильной игры теней. Для создания заливающей подсветки иногда нужно использовать источники света, меняющие цвет свечения по заранее заданной программе. С этой задачей сегодня без проблем справляются светодиодные прожекторы с "умным" управлением на микроконтроллерах.
- Динамическая. Редко применяемый вид, который подходит для оформления арт-объектов, находящихся рядом с местами для организации каких-либо развлекательных мероприятий. Постоянно меняет свою интенсивность, цвет, направленность. Чтобы технически реализовать такое световое шоу, используются поворотные прожекторные светильники, оснащённые RGB светодиодами или соответствующими концепции светофильтрами.
Стоит отметить, то это лишь основные и наиболее часто использующиеся виды декоративной подсветки. С появлением и развитием современной светотехники постоянно придумываются новые приёмы, в том числе, авторские решения, которые нельзя увидеть повсеместно.
Декоративная подсветка: некоторые аспекты
При разработке проекта освещения дизайнерами и светотехниками учитываются следующие аспекты:
- Световая аура - используется для создания ореола над объектом, по его контуру или в определённой части, что позволяет улучшить или подчеркнуть художественный замысел;
- Игра света и тени - комбинируя источники света и способы их установки, светотехники создают более освещённые или затенённые участки, выделяя детали и контуры;
- Усиление эффекта - при организации освещения памятников нередко только за счёт правильной конфигурации светильников получается улучшить внешний вид объекта;
- Контражур - заключается в подсвечивании задней стороны композиции направленными лучами, что усиливает контуры объектов;
- Привлечение внимания - при разработке освещения арт-объектов добиваются того, чтобы мимо проходящие люди могут подойти к ним поближе, чтобы рассмотреть детали;
- Фотозона - создание уникального освещения совместно с применением современных источников света позволяет превратить объект в привлекательное, популярное место для памятных фотографий.
Выбор светильников для освещения памятников
При выборе светильников важно следующее:
- Надёжность, безотказность с учётом уличного расположения;
- Безопасность для посетителей;
- Простота обслуживания;
- Экономичность;
- Автономность (способность включаться и выключаться в соответствии с временем суток);
- Достаточная мощность;
- Максимально точная цветопередача.
Используемые светильники не должны слепить проходящих мимо людей, тем более, водителей. Ключевую роль играет схема освещения, расположение светильников, особенно прожекторов.
Способы установки светильников
Чтобы добиться требуемого эффекта, светотехники используют разные способы установки светильников:
- непосредственно на объекте;
- на газоне или постаменте для подсветки снизу;
- на специально установленных высоких мачтах;
- на существующих опорах линий электропередач;
- на соседних зданиях;
- на элементах декоративного ограждения.
Выбор способа установки светильников зависит также от его типа, степени защищённости и других нюансов.